Путеводитель по хронологии [Легенды]
You are here: Стартовая Хронология ЗВ Путеводитель по хронологии

Русские Комиксы Star Wars

Путеводитель по хронологии [Легенды]

За последние 20 лет по вселенной «Звездных войн» вышло около шести сотен комиксов, более 200 книг и несколько десятков игр - и это не считая самих фильмов и всевозможных сериалов. Несмотря на единую хронологию и удобное деление по эпохам, многие произведения связаны между собой довольно неочевидным образом: например, нередко пишутся приквелы, которые, с одной стороны, происходят до оригинального произведения, а с другой - пестрят на него отсылками, понятными только поклонникам оригинала. Поэтому мы решили написать небольшой путеводитель, чтобы читатель не затерялся во всем этом многообразии. Тот факт, что переведены еще не все комиксы, мы здесь не учитываем: в конце концов, эту мелкую деталь всегда можно исправить {#emotions_dlg.smile}

Прежде всего Кэп подсказывает, что не имеет смысла углубляться во вселенную, не посмотрев все шесть фильмов-эпизодов. Порядок просмотра - следите за руками: IV, V, VI (Оригинальная трилогия, 1977-1983); I, II, III (Приквелы, 1999-2005). После этого можно выдохнуть и отправиться в путешествие по разным эрам. Все даты в ЗВ принято обозначать относительно IV Эпизода: ДБЯ (До битвы при Явине) и ПБЯ (После битвы при Явине).

Эра «Заря джедаев» (36453-25793 ДБЯ).

SWComics рекомендует:
  • В этой эпохе пока что всего одна серия - "Заря джедаев" - но и она уже показывает высокий потенциал, а потому SWComics смело рекомендует ее к прочтению.

Совершенно новая эпоха, которая только начинает развиваться и не имеет непосредственных отсылок к другим эпохам и сериям. Комиксы повествуют об истоках Республики и Ордена джедаев, и их свободно могут читать даже те, кто не видел фильмов о ЗВ.

 

Эра «Старая Республика» (5000-1000 ДБЯ).

SWComics рекомендует:

События этой эпохи происходят за много тысяч лет до фильмов, поэтому знакомиться с ней можно в любое время - отсылок к другим эрам практически нет. Основной жанр - космическое фэнтези. Масштабность событий зашкаливает, временами выливаясь в эпос, а временами - в невероятно закрученный сюжет; большинство произведений - на уровне выше среднего. Сама эпоха тоже сильно растянута во времени - ее можно условно поделить на несколько подразделов.

Великая Гиперпространственная война (5000 ДБЯ).

Самая оторванная от всех и не особо удачная на общем фоне серия. По ней выпущено всего две арки комиксов: «Золотой век ситов» и «Крах империи ситов». События этой войны периодически упоминаются в следующих сериях, но никаких существенных связок нет. Можно читать когда угодно или вовсе пропустить.

Рыцари Старой Республики (4000 ДБЯ).

Самая масштабная и интересная часть эпохи, советуем всем без исключения в первую очередь. Сперва рекомендуется прочитать ранние материалы - «Сказания о джедаях» от «Улика Кель-Дромы» до «Искупления»: в них впервые были заданы основные приметы эпохи, конфликты и персонажи: джедаи, ситы, мандалорцы и древние духи. Потом советуем пройти игру «KotOR» (через 50 лет после комиксов), а можно сразу обе; в истории Дарта Ревана вы найдете немало упоминаний о событиях «Сказаний». Наконец, под занавес идет самая любимая среди читателей серия комиксов «Рыцари старой республики» - по хронологии приключения незадачливого падавана-авантюриста Зейна Керрика расположены на 5 лет раньше игр, но там есть множество персонажей и мелких деталей, которые порадуют игроков.

Тем, кого заинтересует дальнейшая судьба Экзара Куна, прямая дорога к книжной полке: трилогия Кевина Андерсона «Академия джедаев» (здесь и далее: хронологию всех упомянутых книг можно посмотреть на сайте SWEU), хотя и описывает события после VI Эпизода, напрямую связана со «Сказаниями». Ее можно читать хоть до, хоть после погружения в эту эпоху. Небольшие отсылки к «Сказаниям» также есть в комиксах «Темная империя» (осторожно: трэш!).

Старая Республика (3600 ДБЯ).

Через 300 лет после КотОра происходит действие онлайн-игры «The Old Republic», разрабатываемой теми же сценаристами. На этот раз Республике противостоит целая Империя Ситов из Неизведанных Регионов. Здесь стоит ожидать отсылок ко всем более ранним событиям, особенно к самому КотОРу. Помимо самой игры, по этому периоду уже выходят книги и серия комиксов.

Темный Век Республики (1100-1000 ДБЯ).

Если хотите увидеть, как полчища ситов сражаются с Республикой и между собой - вам или сюда, или в эпоху «Наследие». В конце этого века произошла битва на Руусане, а Дарт Бейн постановил, что ситов должно быть только двое: учитель и ученик. Впервые его жизнь описали в довольно-таки детском комиксе «Джедаи против ситов». Затем вышла трилогия книг Дрю Карпишина, где действуют те же герои: Бейн, Гитани, Каан, Занна, Даровит... Если комикс прочитать сначала - будете узнавать многих персонажей «в лицо». Недавно начал выходить многообещающий комикс «Странствующий рыцарь», действие которого происходит за 32 года до Бейна. Раздел прямо связан с игрой «Jedi Knight» и вообще биографией Кайла Катарна.

Эра «Восход Империи» (40-22 ДБЯ).

SWComics рекомендует:

Эпизоды I-II и их окрестности. Палпатин плетет интриги, но пока еще не вышел из тени, так что джедаи пока решают локальные конфликты и внутренние проблемы. Довольно простая эра - читается в хронологическом порядке, в настоящее время по ней ничего крупного не выходит. Связей с эпохой «Старая республика» нет, кроме упоминания правила двух - так что знакомиться можно и до, и после. Общая характеристика комиксов: учебно-тренировочная площадка конца 90-х, где авторы будущих шедевров проверяли, что вообще можно сделать со вселенной. Хотелось бы отметить только несколько моментов.

Первое: внедрение Дарта Мола в организацию «Черное солнце» впоследствии упоминается во многих книгах, начиная с «Темного мстителя». Второе: посредственные сами по себе комиксы «Совет джедаев» и «Республика 1-48» - фундамент для будущей грандиозной серии «Республика/Джедаи», именно там впервые появляются все знаковые герои следующей эпохи - Квинлан Вос, Толм, Орра Синг, Аайла Секура, Вилмар Грарк... Есть и приятные исключения: «Сумрак» и «Тьма» (не пропустите - важнейшая часть истории Воса!) заслуженно входят в число лучших представителей жанра; особняком стоит «Деваронская версия», где неизменно харизматичный Вилли в лучших традициях барона Мюнхгаузена излагает все, что думает о предшествующих событиях.

Эра «Война клонов» (22-19 ДБЯ).

SWComics рекомендует:

События между II и III эпизодами. Прежде всего, следует провести четкую черту: есть история войн клонов, которая тщательно создавалась в книгах, комиксах и играх в 2002-2005 годах, а есть трехмерный мультсериал 2009 года и связанные с ним истории - веб-комиксы и отдельная серия «Войны клонов». Мультсериал является «перезапуском» вселенной и ничего общего с остальной хронологией не имеет. Его можно смотреть, вообще не оглядываясь на другие серии; комиксы же отличаются совсем детским сюжетом и топорной рисовкой.

А вот старые войны клонов мы советуем всем без исключения. В сериях «Республика 49-83», «Джедаи» и «Одержимость» проходных и неудачных выпусков практически нет; ЗВ-комиксы раскрыли здесь свой потенциал на полную катушку как по сценариям, так и по графике. Для этих серий характерен упор на личности и психологию героев (эра примерно пополам разделена между историями Энакина Скайуокера и Квинлана Воса, но трагическое прошлое получают даже злодеи вроде Асажж Вентресс). События комиксов выстраиваются в четкую последовательность и регулярно упоминаются в книгах по той же эпохе. Связи с другими эрами: для знакомства с основными героями обязательно знать «Совет джедаев» и начало «Республики». Кроме того, во всех без исключения дальнейших эрах на ВК ссылаются чаще и охотнее всего, так что очень советуем прочитать весь сборник, а уже потом переходить к следующим эпохам.

Эра «Империя» (19-0 ДБЯ).

SWComics рекомендует:

Временной промежуток между III и IV эпизодами - самый неоднородный по стилистике. Конец эры - это штрихи к портретам персонажей классической трилогии, никак не связанные с событиями прошлого, а потому читать их можно когда угодно. Зато они плотно переплетены с сюжетом «Новой надежды» и задают основу для следующей эры. А вот в начале находятся комиксы, продолжающие сюжет старых «Войн клонов» - читать их следует строго после предыдущей эпохи.

Финальным аккордом «Республики» стала «Чистка» - как ни печально, многие из любимых героев эпохи ВК все-таки джедаи, а значит, не могли не встретиться с Вейдером. После «Чистки» советуем обратить внимание на прямое продолжение «Республики 79-80» - серию «Темные времена». От масштаба военных лет не осталось и следа - теперь это скорее вестерн про джедая-одиночку Дасса Дженнира, который пытается выжить во враждебном мире, не забывая при этом о Кодексе. Дополнительные сведения об этой мрачной эпохе можно почерпнуть из книги «Темный повелитель».

В середины эры зияет пустота, что предрекает нам еще не одну попытку связать старую и новую трилогии. Пока что самый смелый шаг предприняли авторы проекта «Сила необузданная» (игра, комикс и книга) - они с размаху воткнули посреди сюжета Старкиллера (тайного ученика Вейдера), и ответственные за хронологию до сих пор замазывают трещины в логике всех соседних эпох.

Впрочем, можно сказать, что особого влияния на последующие события эта эпоха не оказывает, только добавляет деталей в общую картину.

Эра «Восстание» (0-4 ПБЯ).

SWComics рекомендует:

Все, что было между эпизодами Оригинальной трилогии. В основном - как и предыдущая эпоха, дополняет фильмы. Здесь важно отметить два основных сюжета. Первый - серия «Империя/Восстание». Пусть вас не смутит название, сюжетов про бравых имперских офицеров и штурмовиков во главе с Вейдером там только половина, остальное же – это приключения повстанцев разной степени известности с небольшими вкраплениями Бобы Фетта. Арки представляют собой отдельные истории с нарушенной хронологией, то есть нумерация выпусков не соответствует порядку событий. Правда, к концу серии авторы все-таки решили создать единый сюжет, что вытекло в арки «Генерал Скайуокер» и «В тени отцов» (тесно связаны с эпохой Войн Клонов), а затем в историю Дженека Санбера («До последнего человека», «Воевать не на той стороне» и «Брат мой, враг мой» из «Восстания»).

Второй сюжет - мультимедийный проект «Тени Империи», действие которого происходит между V и VI эпизодами и добавляет к ним массу интересных подробностей. Проект состоит из книги, комикса и игры, в каждом из которых показана немного другая грань одних и тех же событий - в поисках замороженного в карбоните Хана Соло герои вынуждены сойтись в битве с коварным принцем Ксизором. Знакомство с предыдущими эпохами не обязательно, а вот отсылок к «Теням Империи» полно во всех эрах: там была впервые показана криминальная организация «Черное солнце», которая теперь действует во все времена, начиная с Восхода Империи.

Эра «Новая Республика» (4-40 ПБЯ).

SWComics рекомендует:

Самая сложная эпоха - все, что было после VI Эпизода. Дело в том, что комиксы здесь в основном заполняют пробелы между книгами, а потому единую хронологию выстроить смогут только те, кто читает и то, и другое. Обычно новичкам в ЗВ советуют начинать знакомство со всей Расширенной Вселенной с Трилогии Трауна как эталона качества - присоединимся к этому совету, а затем пройдемся по порядку.

Прежде всего, сразу после 6 эпизода стоит читать серию «Х-крыл» - здесь и отличный сюжет Майкла Стэкпола, и возможность отдохнуть от вездесущего Люка Скайуокера и джедаев. На первый план выходят рядовые повстанцы: пилоты Ведж Антиллес и Тайко Селчу, Винтер... Сразу после комиксов настоятельно рекомендуем перейти к книгам одноименной серии: написаны они не хуже, а историю Разбойной эскадрильи рассказывают до победного конца.

Дальше события идут плотным косяком. Сразу перед трилогией Трауна Хан и Лея успевают пожениться - это книга «Выбор принцессы Леи». После Трауна желательно прочитать «Темную Империю» про возрожденного Императора - сам по себе комикс, вежливо выражаясь, не лучший, но без упоминаний о его сюжете не обходится практически ни одно из последующих произведений.

Самое важное событие 11 года - основание Академии Джедаев (трилогия книг Кевина Андерсона). «Алая Империя» - история бывшего имперского гвардейца Кира Кейноса - происходит параллельно, и друг на друга эти произведения не влияют.

После этого лучше всего прочитать дилогию книг «Рука Трауна». Во-первых, в многочисленных продолжениях своей истории, связанных только друг с другом, Тимоти Зан не только не роняет, но и поднимает планку качества. Во-вторых, в «Руке» подробно рассказывается об отношениях Люка Скайуокера и Мары Джейд, что поможет лучше понять комикс «Союз».

Наконец, наступает совершенно отдельная эпоха Нового Ордена Джедаев (25 ПБЯ) - вторжение юужань-вонгов. Весь ход войны подробно описан в одноименной серии из 19 романов; комиксы (серия «Вторжение»), как водится, дополняют сюжет. По дальнейшей истории, вплоть до 50 ПБЯ, есть только книги.

Эра «Наследие» (130-137 ПБЯ).

SWComics рекомендует:

Здесь все просто: вся эпоха была создана ради серии комиксов про Кейда Скайуокера, Дарта Крайта и компанию. Никакие другие произведения на нее не влияют, не считая некоторых отсылок к книжному «Наследию Силы» (40 ПБЯ). Впрочем, необходимо предварительно познакомиться с серией «Республика»: Острандер очень любит продолжать истории своих персонажей, и 150 лет разницы ему не помеха.

В отличие от традиционных для ЗВ конфликтов «Республика против Империи», здесь Империй сразу две, а к ситам и джедаям добавляется третья группа адептов Силы - имперские рыцари. Главный же герой, последний из Скайуокеров, не желает спасать галактику, поскольку он наркоман, пират и охотник за наградами. В комиксе несколько сюжетных веток, которые сходятся в конце - главная о Кейде и второстепенные о космических боях и злодеяниях ситов.

Кроссоверы.

SWComics НЕ рекомендует:

Конечно, такая развесистая хронология не могла не породить событий, пересекающих сразу несколько эпох. К счастью, путешествий во времени в ЗВ нет (эксперимент Пола Кемпа с книгой «Crosscurrent» мы здесь рассматривать не будем). Зато есть «Вектор» - мета-серия, действие которой начинается в «Рыцарях Старой Республики», а заканчивается в «Наследии». Похоже, авторы решили связать эпохи просто так, «чтобы было», поэтому сценарии и графика могут вызвать у читателя нервный тик.

Вторым кроссовером можно условно считать «Кровные узы» - в этой серии будут рассказываться семейные истории разных династий ЗВ. Авторы начали с Дженго и Бобы Фетта, и здесь графика повергает в шок уже в хорошем смысле: до сих пор такая детализация была только на обложках и в «Видениях».

Юмор и альтернатива.

SWComics рекомендует:

Когда в хронологии становится слишком тесно, а фантазия авторов все не кончается, на серию лепится значок «Infinities», и им дается карт-бланш. Все произведения этого раздела абсолютно неканоничны. Читать - по желанию. Здесь есть сюжеты, которые могли бы произойти; сюжеты-альтернативы - «а что, если?»; наконец, просто пародии. Следует отметить, что хотя серия «Истории» изначально выпускалась под этим знаком, отдельные сюжеты оттуда официально признаны каноническими: такие выпуски мы расставили по остальным эрам.

Этот раздел оказался довольно популярным - помимо множества коротких историй, вышли полноценные альтернативные версии всех трех эпизодов Классической трилогии. Между собой они никак не связаны: в «Новой надежде» сюжет строится на предположении, что Люк не попал по Звезде Смерти, в «Империи» - что он замерз на Хоте, а в «Возвращении джедая» термальный детонатор во дворце Джаббы все-таки взрывается. Дальше авторы пытаются выкрутиться.

Помимо произведений, которые издательство «Dark Horse» официально причисляет к этой эре, в раздел Infinities на нашем сайте складируется немногочисленное, но интересное фан-творчество - например, серия пародийных веб-стрипов «Blue Milk Special».

Архаичные комиксы («Классика»).

SWComics рекомендует:
  • Обходите за километр.

Расширенная вселенная в ее нынешнем виде появилась в начале 1990х, но это не значит, что до того авторы дремали. С 1977 по 1983 год издательство «Marvel» успело выпустить целую кучу комикс-стрипов и полноценных комиксов. Сейчас они считаются абсолютно неканоническими. Поверьте - это к лучшему: здравым смыслом там и не пахнет, а по галактике бегают зеленые кролики, Дарт Вейдер и (отдельно) отец Люка Скайуокера.

 

Надеемся, этот небольшой путеводитель поможет вам не потеряться в океане комиксов по «Звездным войнам». Если же у вас возникли какие-то вопросы, мы всегда готовы ответить на них в комментариях. Приятного чтения! {#emotions_dlg.smile}

36 453 - 25 793 Д.Б.Я.
Обновлено ( 17.11.2023 11:50 )  




sudya-dredd.ru — Судья Дредд